О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САХАЛИНСТАТА В 2016 ГОДУ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ НА 2017 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2018 И 2019 ГОДОВ

Основные результаты деятельности Сахалинстата в 2017 году были направлены на выполнение Федерального плана статистических работ, который является системообразующим документом, определяющим тематику, объем, периодичность и сроки формирования официальной статистической информации. В рамках Производственного плана Росстата  было выполнено 410 работ на основе данных 214 форм федерального статистического наблюдения. Все разработки выполнены в плановые сроки в полном объеме и надлежащего качества.

В 2016 году в стране и в нашей области проведена Всероссийская сельскохозяйственная перепись. Это уже вторая сельскохозяйственная перепись в новых экономических условиях, первая проходила в 2006 году. 

В сложившейся экономической ситуации сельскохозяйственная перепись тем более была необходима, поскольку речь идет об обеспечении продовольственной безопасности страны и импортозамещения целого ряда продовольственных товаров.

Концепция проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года, ее программа и методология разрабатывались на основе рекомендаций ФАО ООН.

Благодаря конструктивному взаимодействию Сахалинстата с органами власти всех уровней, органами местного самоуправления, организациями, средствами массовой информации, а также временным переписным персоналом сельскохозяйственная перепись на территории Сахалинской области была проведена в установленные сроки и на должном организационном уровне. В результате проведенной подготовительной работы за полтора месяца хода переписи собраны необходимые данные обо всех сельхозпроизводителях региона. Немаловажную роль сыграло информационное сопровождение всех этапов ВСХП-2016.

В целом по Сахалинской области было переписано 59 сельскохозяйственных организаций, 559 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, более 43 тыс. хозяйств граждан (с учетом выборки), 1145 некоммерческих объединений (с учетом выборки).

В целях обеспечения качества полученных от респондентов данных была осуществлена многоступенчатая проверка получаемых сведений. В рамках контрольных мероприятий Сахалинстатом была проведена работа по сопоставлению количества объектов переписи и общей площади земли в списках объектов переписи с данными Росреестра и органов местного самоуправления сельских поселений.

С сентября по декабрь 2016 года проходила автоматизированная обработка материалов переписи по сельскохозяйственным организациям и  крестьянским (фермерским) хозяйствам, по результатам которых сформированы рабочие и регламентные таблицы с данными переписи и осуществлялось их сопоставление с текущей статистической отчетностью на региональном и федеральном уровнях.

По результатам мониторинга хода Всероссийской сельскохозяйственной переписи были получены первые оперативные итоги в разрезе категорий сельскохозяйственных производителей по России в целом и по субъектам Российской Федерации, по результатам которого Росстатом в октябре 2016 года выпущен статистический бюллетень (оперативные итоги). Бюллетень в электронном виде размещен на официальных сайтах Росстата и Сахалинстата.

По данным переписи 2016 года будет сформирована информация по демографической характеристике и занятости в сельском хозяйстве, размерам земельной площади, структуре и использовании сельскохозяйственных угодий, площадям сельскохозяйственных культур и плодово-ягодных насаждений, поголовью скота и птицы, наличию машин и оборудования по субъектамРоссийской Федерации и по муниципальным образованиям.

В 2017 году предстоит продолжить автоматизированную обработку данных ВСХП по личным подсобным и другим индивидуальным хозяйствам граждан и по садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан и осуществить публикацию предварительных итогов ВСХП-2016. Предварительные итоги переписи будут опубликованы в IV квартале 2017 года.

В 2018 году будут осуществляться работы по подведению окончательных итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи, их официальному опубликованию и распространению, популяризации итогов переписи. В IV квартале будут опубликованы окончательные итоги переписи и размещены в формате открытых данных.

Приказом Росстата № 56 от 1.02.2017г. утверждены списки лиц, представленных для награждения ведомственной медалью «За труды в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи». В конце февраля т.г. мы уже вручили первые награды участникам переписи в торжественной обстановке в присутствии СМИ. Эта работа продолжится и далее.

В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» проведено очередное сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам за 2015 год.

По Сахалинской области получены отчеты от 8,8 тыс. малых предприятий – юридических лиц и более 14 тыс. индивидуальных предпринимателей, из них около 39% юридических лиц и 11% индивидуальных предпринимателей предоставили отчетность в электронном виде.

Примерно каждое третье юридическое лицо и каждый четвертый индивидуальный предприниматель представили «нулевые» отчеты, что позволяет сделать предположение об отсутствии хозяйственной деятельности либо о сокрытии реальных результатов деятельности.

Сплошное наблюдение позволило уточнить видовой, региональный и отраслевой аспект деятельности малого и среднего бизнеса. Впервые непосредственно от респондентов получена информация о мерах господдержки малого бизнеса.

Предварительные итоги сплошного наблюдения по субъектам Российской Федерации размещены на сайте Росстата в декабре 2016 года.

В 2017 году будут подведены окончательные детализированные итоги сплошного наблюдения, сформированы публикационные таблицы.

Окончательные данные будут опубликованы в июне 2017 года в электронном виде по всем показателям деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, информация по которым получена в рамках проведения сплошного наблюдения. Данные будут приведены по более детализированным разрезам по видам экономической деятельности и в территориальном распределении. Публикация будет содержать видовой, региональный и отраслевой аспект деятельности малого и среднего бизнеса; данные, характеризующие объемы производственной и инвестиционной деятельности малого и среднего предпринимательства, факторы производства - наличие трудовых ресурсов и основных фондов; группировки хозяйствующих субъектов по размерам бизнеса, с соблюдением требований законодательства по обеспечению конфиденциальности в отношении первичных данных, представленных респондентами

В августе 2016 года начал функционировать созданный ФНС России Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. По мере обеспечения полноты учета всех субъектов малого и среднего предпринимательства в данном реестре, он станет единственным источником информации для формирования генеральной совокупности при проведении текущих статистических наблюдений в данном секторе экономики.

В 2016 году были продолжены статистические работы по основным секторам экономики и социальной сферы.

По статистике национального богатства и основных фондов в прошедшем году осуществлялась работа по подготовке к проведению в 2017 году федерального статистического наблюдения за затратами на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг) за 2016 год для разработки базовых таблиц «затраты – выпуск». Это комплексное статистическое наблюдение, предусматривающее сбор первичных статистических данных о текущих и капитальных затратах различных типов хозяйствующих субъектов. Проводим его уже во второй раз, первое было по итогам работы предприятий за 2011 год.

Целью данного наблюдения является получение первичных статистических данных, лежащих в основе расчетов промежуточного потребления и валового накопления основного капитала в разрезе отраслей и продуктов базовых таблиц ресурсов и использования товаров и услуг.

Наибольшую ценность эта информация представляет на макроуровне, под которым следует понимать как регион, так и страну в целом. Другими словами федеральное статистическое наблюдения за затратами позволит определить, какими ресурсами по отдельным видам товаров и услуг располагает как Российская Федерация, так и Сахалинская область, а также количество фактически используемых ресурсов.

Программа наблюдения дифференцирована по категориям хозяйствующих субъектов в целях оптимизации нагрузки на респондентов и соответствия правилам первичного бухгалтерского учета.

Крупные и средние коммерческие организации наблюдаются в сплошном режиме (их порядка 700). Коммерческие организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства, бюджетные, автономные и казенные организации обследуются в выборочном порядке.

Срок предоставление отчетности – до 1 апреля 2017 года.

Формирование  информационной базы для расчета показателей таблиц «затраты-выпуск» будет осуществляться в рамках годового структурного обследования формы 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организаций» за 2016 год и единовременного федерального статистического наблюдения за видовым составом введенных в действие основных фондов.

Важнейшую задачу согласования показателей производства и затрат факторов производства в рамках каждой статистической единицы при формировании отраслевых показателей играет программный комплекс, обеспечивающий создание гармонизированных данных по производству, труду и капиталу на микро- и макроуровне (ПК ГД ПТК). Сегодня эта уникальная информационная система используется для таких задач, где требуется согласованный массив пообъектных данных.

В 2017 - 2018 годах продолжится работа по развитию этого программного комплекса.

На основе данных текущей статистики и итогов наблюдения за затратами на производство в 2018 году Росстатом будут сформированы первые рабочие варианты базовых таблиц ресурсов и использования товаров и услуг за 2016 год, показатели которых подвергнутся тщательному анализу и согласованию с целью устранения дисбалансов по потокам товаров и услуг.

По итогам первого наблюдения за «затратами» Росстатом разработаны и представлены в Правительство Российской Федерации базовые таблицы «затраты-выпуск» за 2011 год. В январе 2017 года эти таблицы опубликованы на официальном сайте Росстата и доступны для широкого круга пользователей.

Регулярная разработка базовых таблиц «затраты-выпуск» является индикатором качества расчета важнейших макроэкономических показателей.

По статистике предприятий в 2016 году завершен комплекс мероприятий по переходу в расчетах индексов производства на новые версии классификаторов ОКВЭД2 и ОКПД2 и ретроспективному пересчету на их основе индексов производства за 2015-2016 годы, в рамках которых осуществлено формирование информационной базы для перехода в расчетах индексов производства на новые классификаторы, проведен ретроспективный пересчет динамических рядов индексов производства по месяцам и периодам 2015-2016 годов. Результаты ретроспективного пересчета будут опубликованы и размещены на официальном сайте Росстата в марте 2017 года.

В 2017 году планируется осуществить пересчет данных об объеме отгруженной продукции и выпуске товаров и услуг по добывающим, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды за 2015 год с учетом результатов сплошного обследования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

В 2018 году будет осуществлена крупномасштабная работа по формированию информационной базы для перехода в расчетах индексов промышленного производства на более актуальный 2015 базисный год. После ее завершения будет осуществлен ретроспективный пересчет индексов производства.

Особое внимание в 2016 году уделялось качеству и объективности информации по жилищному фонду. Одной из основных проблем в области получения статистических данных о жилищном фонде является отсутствие респондентов, располагающих полной первичной информацией о наличии и состоянии жилищного фонда в Российской Федерации. В конце 2016 года Минстроем России с участием Росстата подготовлены законопроекты о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ, в соответствии с которыми будет создана система технического учета жилищного фонда в РФ.

В 2017 году сведения  о жилищном фонде по состоянию на 31.12.2016 г. будут предоставляться не только органами местного самоуправления, но и федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ, имеющим на своем балансе жилищный (ведомственный) фонд. Начиная, с отчета на конец 2016 года, из ф.№1-жилфонд исключены показатели по аварийному жилфонду, т.к. они отнесены к компетенции Минстроя РФ, для чего введена новая форма №5-жилфонд для сбора и обработки данных Минстроем РФ.

В 2016 году Росстатом проделана большая работа по изменению методологии статистики труда. Резолюция о статистике трудовой деятельности, занятости и недоиспользования рабочей силы, принятая 19-ой Международной конференцией статистиков труда, принципиально обновила действовавшие стандарты и полностью отменила прежние рекомендации, поскольку концепция экономической активности населения устарела. Введены новые концепции: «трудовой деятельности» и «недоиспользования рабочей силы», установлены статистические стандарты по каждой из этих концепций: классификации, определения, учетные периоды, периодичность сбора, перечень показателей.

В прошедшем году Сахалинстатом по старой методологии проводилось выборочное обследование рабочей силы. Напомню, что обследование является единственным источником информации о качественном составе рабочей силы, структуре фактической безработицы, причинах незанятости, способах поиска работы и его продолжительности. В 2016 году по области всего опрошено 6 тысяч респондентов в возрасте от 15-72 лет практически во всех районах области, кроме Северо-Курильского. Это довольно большая выборка для Сахалинской области, что позволяет получить надежные результаты.  

Значительным изменением и новшеством для пользователей является отмена Росстатом в соответствии с рекомендациями МОТ, начиная с 2017 года, верхней границы обследуемого возраста в обследовании рабочей силы.

Важно отметить, что соответственно вырастет общая численность обследованного населения, численность занятых и лиц, не входящих в рабочую силу.

В 2016 году впервые проведено выборочное наблюдение трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование. Были обследованы домашние хозяйства, в которых проживали выпускники, окончившие образовательные организации в 2010-2015 годах. Всего в области было опрошено 380 человек - выпускников этих лет. По его результатам получены разносторонние данные о трудоустройстве выпускников, в том числе по полученной профессии; о востребованности профессий; способах поиска работы и трудностях при трудоустройстве; удовлетворенности текущей работой; намерениях сменить работу; размере заработной платы выпускников.

Начиная с 2017 года, Росстат планирует ввести в статистическую практику новые статистические показатели: численность натуральных производителей продуктов питания, численность лиц, занятых трудовой деятельностью по заготовке дров и других видов топлива.

В 2019 году по расширенной программе планируется проведение выборочного наблюдения труда мигрантов. Оно даст более полную информацию о социально-экономических, демографических характеристиках трудовой миграции (как внешней, так и внутренней).

В 2018 году планируется осуществить ретроспективный пересчет динамических рядов по основным показателям статистики труда на основе ОКВЭД2 по видам экономической деятельности за 2005, 2009-2015 гг. Построение ретроспективных динамических рядов по основным показателям статистики труда на основе ОКВЭД2 будет осуществлено по агрегированным видам экономической деятельности на уровне класса.

Сахалинстат в 2016 году продолжил работу по информационному обеспечению процессов, характеризующих состояние науки и инновационной деятельности и использования информационных технологий на территории Сахалинской области. Проведена инвентаризация организаций сектора исследований и разработок, предыдущая инвентаризация была проведена пять лет назад в 2011 году.

В целях получения официальной статистической информации об использовании населением современных информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей, включая получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, октябре - ноябре 2016 года проведено выборочное обследование по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей. Это обследование проводится с 2013 года, в 2016 году был проведен опрос 1 тыс. респондентов в возрасте 15-72 лет. По итогам обследования рассчитывается индекс развития информационно-коммуникационных технологий. По Сахалинской области индекс составил 45.4% и по итогам за 2016 год наша область занимает 1 место среди регионов в ДВФО.

С 2017 года количество опросов будет увеличено до 3 раз в год вместо 2, а охват единиц наблюдения возрастет более чем в 1,5 раза.

В целях обеспечения оптимального учета информации о реализации образовательных программ в сфере дополнительного образования детей в 2017 году проводится более расширенное статистическое наблюдение за дополнительным образованием и спортивной подготовкой детей. Включенные в состав формы дополнительные показатели позволят получить за 2016 год официальную статистическую информацию по общеразвивающим и предпрофессиональным программам в сферах искусств и физической культуры и спорта; сведения о возрастном составе учащихся и педагогических работников, а также о детях, занимающихся в физкультурно-спортивных организациях по программам спортивной подготовки.

В 2016 году российская статистика цен продолжала решать задачи максимального обеспечения заинтересованных пользователей необходимой статистической информацией о ценовых процессах в различных секторах экономики.

Одной из важных составляющих статистики цен продолжает оставаться функционирование мониторингов цен по вопросам, требующим оперативной информации. Ежемесячно осуществлялся мониторинг ценовой ситуации на потребительском рынке и в производственном секторе, а также подготавливалась дополнительная информация в части продовольственных товаров, цены на которые формируются под воздействием ограничительных мер в международной торговле. Проводилась активная работа по подготовке необходимых материалов о динамике и уровням средних цен в различных секторах экономики для проведения заседаний регионального штаба по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков при Правительстве Сахалинской области

Возрастающее внимание к индексу потребительских цен со стороны органов власти различных уровней, научных, общественных организаций и средств массовой информации ставит перед статистикой цен задачу повышения качества первичной информации. Это, в свою очередь, повышает требования к регистрации цен и требует от специалистов, занимающихся сбором цен, умения и навыков ориентироваться в постоянно развивающихся и меняющихся условиях функционирования потребительского рынка.

В 2016г. осуществлен  переход к сбору, хранению и обработке данных по ценам на базе web-интерфейса, что является первым этапом централизации расчетов показателей статистики потребительских цен. В перспективе будут проведены работы по дальнейшему совершенствованию этого функционала, что позволит перейти к расчету индексов потребительских цен по субъектам Российской Федерации и России в целом на федеральном уровне

В 2017-2019 годах Росстатом планируется  оптимизировать перечень городов, в которых осуществляется наблюдение за потребительскими ценами.

Структура весов отобранной совокупности городов будет улучшена с целью повышения качества ИПЦ регионального уровня. Будут разработаны подходы к построению ИПЦ с учетом динамики цен на жилье, занимаемое владельцами.

Как и прежде, одним из основных направлений в области статистики финансов организаций пока остается сбор и разработка годовой бухгалтерской отчетности организаций. Именно бухгалтерская отчетность является важным, наиболее полным и систематизированным информационным источником о финансово-хозяйственной деятельности организаций

Для формирования более представительных показателей национальных счетов в рамках комплекса электронной обработки данных «Банк данных «Бухгалтерская отчетность организаций» в 2016 году осуществлялось пообъектное сопоставление данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций с данными федерального статистического наблюдения за деятельностью малых предприятий.

Вся проделанная работа направлена, прежде всего, на формирование надежной информационной базы для расчета макроэкономических показателей и создание государственного информационного ресурса по всем экономическим субъектам.

В 2017 году мы продолжим осуществлять сбор и разработку годовой бухгалтерской отчетности.

В 2016 году проведено выборочное статистическое наблюдение за деятельностью социально ориентированных некоммерческих организаций, позволяющего получить официальную статистическую информацию о финансовых, экономических, социальных и иных показателях деятельности некоммерческих организаций.

В 2017-2019 годах это обследование будет проводиться с годовой периодичностью.

Наиболее востребованной обществом является социальная статистика, которая является основой для информирования пользователей о различных аспектах жизни людей в России и регионах. Росстат продолжает реализацию системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам.

В 2016 году проведено Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах, в котором приняло участие 480 домохозяйства. С использованием итогов этого наблюдения Росстатом сформированы показатели по компонентам доходов от различных форм трудовой деятельности. При этом мы продолжали осуществлять расчеты денежных доходов и расходов населения с использованием балансового метода, результаты которого очень чувствительны к качеству статистики розничной торговли. Эти результаты свидетельствуют о необходимости повышения качества данных по новым формам торговли.

Опросный лист обследования бюджетов домохозяйств (ОБДХ) был дополнен принципиально новыми вопросами о наличии финансовых трудностей, не позволивших домохозяйствам вовремя вносить платежи за жилищно-коммунальные услуги, электроэнергию, лекарства, услуги платного образования, а также за банковские кредиты.

В прошедшем году проведено Комплексное наблюдение условий жизни населения с охватом 360 домохозяйств. В ходе наблюдения собрана информация об удовлетворении потребностей населения в полученных услугах образования и здравоохранения, торговли, бытового и транспортного обслуживания; о занятости и условиях труда; о социальном обеспечении и социальной защите; о занятии в свободное время; об использовании информационно-коммуникационной сети «Интернет».

Нельзя не сказать о главных проблемах при обследовании домохозяйств.

Во-первых, это увеличение процентов отказов домохозяйств от участия в обследованиях в силу информационной нагрузки и отсутствии стимулирования.

В ходе проведения в 2016 году выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам доля респондентов, отказавшихся от участия в опросах по России, составила около 15%, в Сахалинской области - 19%. При этом, проведенное в январе текущего года Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах показало, что уровень отказов достиг 25%.

Вторая проблема и главная это незначительная оплата труда интервьюеров. Росстат знает о наших проблемах и работает над их решением.

В 2017 году будет проведено Выборочное наблюдение качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения;

В 2018-2019 годах планируется проведение:

- двух раундов ежегодного Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах;

В 2018 году:

- Комплексное наблюдение условий жизни населения;

и Выборочное наблюдение рациона питания населения;

В 2019 году:

 - два раунда Выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения;

и Выборочное наблюдение использования суточного фонда времени населением.

По статистике населения и здравоохранения в 2017 году в нашей области впервые будет проведено «Выборочное наблюдение репродуктивных планов населения». Опросу подлежат женщины в возрасте 18-44 лет и мужчины в возрасте 18-60 лет. Целью обследования является получение статистической информации, характеризующей изменение числа детей в семьях и влияние на это мер государственной демографической политики, репродуктивное здоровье населения, причины распространенности абортов вместо использования современных средств контрацепции. Итоги выборочного наблюдения будут сформированы в виде регламентных таблиц и базы микроданных.

С этого года данное обследование будет проводиться на регулярной основе 1 раз в 5 лет

В 2018 году будет проведен второй раунд Выборочного наблюдение поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения, первый был в 2013 году. Опросу подлежат женщины и мужчины в возрасте 15 лет и старше. Напомню, целью обследования является получение статистической информации о распространенности курения, употребления алкоголя и наркотиков, занятий физической культурой и спортом и других поведенческих факторах, влияющих на продолжительность жизни и состояние здоровья населения.

В 2016 году Росстатом началась активная подготовка к Всероссийской переписи населения раунда 2020 года. Подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации о проведении Всероссийской переписи населения в октябре 2020 года. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации в России создается единый федеральный информационный ресурс, содержащий сведения о населении, так называемый реестр населения.

Формирование реестра населения начнется в 2018 году путем наполнения его сведениями записей актов гражданского состояния. Для нас это означает, что изменится система сбора данных оестественном движении населения, поскольку основная информация о процессах рождаемости и смертности может быть получена из реестра населения на федеральном уровне.

С 2016 года Росстатом внедрена и используется единая база данных Статистического регистра - Автоматизированная система ведения генеральной совокупности объектов федерального статистического наблюдения (АС ГС ОФСН), основанная на применении современных технических и программных средств, новейших информационных технологий. К данному ресурсу предоставлен прямой доступ специалистов как регионального так и федерального уровня. Процесс учета и идентификации организаций максимально автоматизированы, расширены возможности отбора объектов по различным критериям для статистических обследований.

Основным направлением работ по совершенствованию Статистического регистра в 2017 году будет проведение мероприятий по повышению его качества и использованию административных данных. В частности, планируется включить в Статистический регистр сведения о численности работников организаций, которые будут опубликованы налоговой службой в форме открытых данных на официальном сайте ФНС России.

В 2017 осуществлен переход на новые версии Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), гармонизированные с европейскими стандартами. Эти новые версии теперь используются во всех сферах деятельности и на всех уровнях управления. Сахалинстатом регулярно проводилась разъяснительная работа для хозяйствующих субъектов по вопросам внедрения и применения ОКВЭД2 и ОКПД2 с 1 января 2017 года. С этой целью для обеспечения респондентов актуализированными версиями указанных классификаторов на Интернет-сайте Росстата и Сахалинстата в разделе «Общероссийские классификаторы» размещены и поддерживаются в актуальном состоянии ОКВЭД2 и ОКПД2.

При возрастающей экономической роли транс-территориальных корпораций, развитии горизонтальной и вертикальной интеграции производства, все более широком применении схем аутсорсинга и «бесфабричного» производства получение качественной официальной статистики, по мнению Росстата, возможно только при условии централизации статистической деятельности. Поэтому ориентация на централизацию статистики становится главным приоритетом нашей работы в ближайшие годы.

Централизация статистического производства реализуется посредством постепенной передачи обработки первичных данных на федеральный уровень. Это позволит обеспечить ведение автоматизированного контроля и редактирования первичных данных, ускорить формирование сводных итогов и значительно сократить объем выполняемых на региональном уровне работ. Наряду с обработкой первичных данных, на федеральный уровень будет постепенно передаваться проведение макро-корректировок («дорасчетов») и составление балансов.

Централизация производства должна обеспечиваться современными техническими решениями. В 2016 году на основе 5 унифицированных форм федерального статистического наблюдения проводилась опытно-промышленная эксплуатация  Централизованной системы обработки данных (ЦСОД). С 2017 года эта система внедрена в промышленную эксплуатацию.

В текущем году планируется перевести на централизованную систему обработки данных еще 19 форм федерального статистического наблюдения.

К концу 2019 года на централизованную обработку данных на федеральном уровне планируется перевести практически все формы федерального статистического наблюдения.

В 2017 году планируется изменение схемы обработки информации: на региональном уровне будут сохранены функции по сбору и формально-логическому контролю первичных данных, а формирование каталогов объектов наблюдения, формирование выборок и обработку данных выборочных обследований, формирование сводных итогов по России и субъектам Российской Федерации будет осуществляться на федеральном уровне.

При сборе первичных статистических данных непосредственно от респондентов основной нашей задачей является обеспечение в кратчайшие сроки высоких уровней собираемости и заполнения форм федерального статистического наблюдения.

Органы государственной статистики рассматривают респондентов в качестве партнеров по производству статистических данных, ищут способы эффективной работы с ними. Российским законодательством не ущемлено право респондентов на свободный выбор способа предоставления первичных статистических данных - они могут предоставляться на бумажном носителе или в электронном виде с электронной подписью. Способ предоставления данных в соответствии с законодательством пока выбирает респондент, исходя из имеющихся возможностей и предпочтений. Однако мы постоянно убеждаем респондентов перейти на более прогрессивные способы предоставления данных и создаем необходимые для этого условия. Надо отметить, что и респонденты поняли преимущества безбумажной технологии и выбирают как приоритетный способ - представление статистической отчетности в электронном виде. За 2016 год доля отчетности, предоставляемая сахалинскими хозяйствующими субъектами в электронном виде составила около 77 %. В среднем по России это показатель составляет 81%, поэтому в 2017 мы должны провести адреснуюинформационно-разъяснительную работу с респондентами по выбору более прогрессивного способа передачи первичной отчетности в Сахалинстат и довести процент сбора в электронном виде до 80.

Улучшению качества первичной информации способствовало усиление правового воздействия на нарушителей отчетной дисциплины.

В 2016 году Сахалинстатом усилена работа по правовому воздействию на нарушителей и оказанию стимулирующего воздействия на юридических и должностных лиц в целях ответственности за нарушение порядка представления статистической и бухгалтерской отчетности и предупреждения совершения ими правонарушений.

В течение года выявлено 152 нарушения в области официального статистического учета. Общее количество рассмотренных материалов об административном правонарушении по ст.13.19 КоАП РФ составило 144 дела и увеличилось по сравнению с 2015 годом на 30 %. Общая сумма наложенного штрафа составила 1780 тыс. рублей.

В текущем году мы продолжим административную практику и направим свои усилия на предупреждение нарушений по порядку предоставления первичной статистической отчетности организациями.

Продолжена работа по формированию официальной статистической информации. В соответствии с графиком практически ежедневно осуществлялся выпуск оперативной статистической информации - срочных информаций и справок по актуальным вопросам, оперативных докладов, мониторингов и тематических бюллетеней, содержащих комплексную информацию о социально-экономическом положении области и ее муниципальных образований, отдельных секторов экономики и социальной сферы.

В адрес органов государственной и муниципальной власти всех уровней за год направлено около 3 тыс. статистических материалов. Тем не менее, количество запросов от органов исполнительной власти всех уровней наш адрес увеличилось на 29% и составило в прошедшем году – около 900.

Важное направление нашей работы - это открытость деятельности и доступность статистической информации. Взаимодействие со средствами массовой информации осуществляется через пресс-службу Сахалинстата и направлено, прежде всего, на информирование широких слоев населения и повышение статистической грамотности. Мы используем собственные ресурсы и ресурсы различных средств массовой информации для объективного и своевременного информирования общественности о результатах своей деятельности, выстраиваем партнерские отношения с журналистами более 20 печатных изданий и электронных СМИ, радио и телевидения. Журналистами публикуются официальные сообщения по статистическим вопросам, озвучивается информация на телевидении и радио, подготавливаются интервью с руководством и специалистами Сахалинстата, организуется прокат в теле- и радио эфире информационных сообщений. Журналисты принимают активное участие в пресс-конференциях и освещении крупномасштабных статистических работ.

В 2016 году Пресс-службой Сахалинстата подготовлено для публикации в областных и районных СМИ - 20 обзоров, 50 статей и пресс – выпусков. На радио прозвучало 76 сообщений, подготовлено 54 репортажа на телевидении, информационными агентствами опубликовано 286 статистических материалов, проведена пресс-конференция о начале Всероссийской сельскохозяйственной переписи.

Для обеспечения общедоступности информационных ресурсов основным форматом предоставления официальной статистической информации стало размещение ее на Интернет-портале.

В течение 2016 года на официальном сайте Сахалинстата регулярно актуализировались статистические данные в соответствии с графиком и сроками, установленными Федеральным планом статистических работ.

Заинтересованные пользователи уже привыкли и научились пользоваться нашей информацией из доступного интернет-ресурса, и если что-то не находят, задают вопросы, на которые мы отвечаем в соответствии с установленным регламентом.

В заключение, хочется сказать, что, несмотря на трудности, большой объем предстоящей работы и сокращение ресурсов нашей системы, прежде всего, людских, коллектив Сахалинстата справится с намеченными на этот год планами и подготовит надежную основу для хорошей работы в 2018-2019 годах.